Литература в собственном смысле — как письменная форма
искусства слова — формируется и осознаёт себя с рождением
«гражданского», буржуазного общества. Словесно-художественные творения
прошедших времён также приобретают в эту эпоху специфически литературное
бытие, переживая существ. преобразование в новом — не изустном, а
читательском — восприятии. Одновременно происходит разрушение
нормативного «поэтического языка» — Литература вбирает в
себя все элементы общенародной речи, её словесный «материал» становится
универсальным. Постепенно в эстетике (в 19 в., начиная с Гегеля) на
первый план выдвигается чисто содержательное, духовное своеобразие Литература
и она осознаётся прежде всего в ряду других (научных, философских,
публицистических) видов письменности, а не других видов искусства. К
середине 20 в. утверждается, однако, синтетическое понимание Литература
как одной из форм художественного освоения мира, как творческой
деятельности, которая принадлежит к искусству, но вместе с тем как такой
разновидности художественного творчества, которая занимает в системе
искусств особое место; это отличительное положение Литература зафиксировано в употребительной формуле «литература и искусство».