Литературные произведения
 
Главная » 2011 » Май » 8 » Литературные произведения: основные понятия и термины
09:15:47
Литературные произведения: основные понятия и термины


Литературные произведения: основные понятия и термины.

Краткое описание книги: В книге рассматриваются важнейшие понятия, используемые в отечественном литературоведении при анализе литературного произведения; освещаются вопросы его генезиса и функционирования. Это учебное пособие в словарной форме, раскрывающее, в соответствии с требованиями университетской программы, содержание центрального раздела дисциплины «Введение в литературоведение» — учения о литературном произведении.

Овладеть системой понятий и терминов значит овладеть языком науки. Это естественное начало пути филолога, «врата» в литературоведение. Наукой о литературе в XX в. сделано очень многое для адекватного описания такого сложного эстетического объекта, каким является литературное произведение. Вряд ли будет натяжкой утверждать, что средоточием интересов ученых разных методологических ориентации (формализм и социологизм 1910—1920-х годов, структурно-семиотические штудии, герменевтический, культурологический и другие подходы) выступает само произведение, его мир, его текст — «чарователь неустанный», «неслабеющий магнит» (В. Брюсов). Инструменты литературоведческого анализа (если говорить об общей тенденции) становятся более тонкими, описание и анализ текста осознаются как движение к интерпретации художественного целого. По-видимому, ушло в прошлое обыкновение сначала разбирать «идейное содержание», а потом, если останется время и место, перечислять «художественные особенности».

Для авторов этой книги ключевые понятия (определяющие исследовательскую установку) —художественная целостность, содержательность формы (хотя и то и другое достигается не всегда даже в классических творениях). Принцип' целостности диктует критерии выделения тех или иных единиц в ходе анализа (деталь, стихотворная строка и др.). В пособии нет отдельной статьи, посвященной «содержанию» (тематике, составу идей), но толкование как произведения в целом, его общих свойств и структуры («Художественность», «Образ художественный», «Знак», «Литературное произведение как художественное единство», «Мир произведения», «Композиция», «Язык поэтический», «Стиль»), так и каждого компонента предметного мира, композиционного, стилистического приема есть уяснение их содержательных, выразительных возможностей. Другой важный принцип — признание сотворчества читателя, его участия в порождении содержания произведения —здесь и теперь. Образная форма искусства создает объективные предпосылки для различных прочтений произведений любого жанра, даже такого дидактичного, как басня (что, Предвосхищая современные теории художественного восприятия, подчеркивал в прошлом веке А.А. Потебня).

Открытость текста для интерпретаций не означает, однако, равного достоинства последних: постижение концепции автора, погружение в его мировоззрение, в его систему ценностей остается основным критерием адекватности прочтений. А совершенствование приемов анализа расширяет представление о формах «присутствия» автора в произведении — в частности, помогает увидеть его творческую волю в композиции, расположении образов, в рамочных компонентах (заглавие, концовка и др.) текста. Отечественная теория литературы переживает время быстрых и резких перемен. С одной стороны, она освобождается от многих догм и мифов (внедряемых настойчиво в течение нескольких десятилетий), от жесткой идеологической опеки, активно взаимодействует с мировым — прежде всего западным —литературоведением (чему способствует, в частности, появление специальных хрестоматий, справочников, словарей).

Осваиваются и целые пласты русской эстетической мысли, опыт литературной критики разной ориентации («органическая», «артистическая», народническая, религиозно-философская и др.), анализируются литературные явления, ранее считавшиеся маргинальными как предмет литературоведения (массовая литература, фактографическая образность: документалистика, мемуары и пр.). Искореняется привычка к автоцензуре при освещении истории эстетики и литературоведения (вспомним, например, ходячую формулировку методологии А.Н. Веселовского в конце 1940-х годов, в разгар антикосмополитической кампании: «компаративист на службе у космополитизма»).

Естественно, приток новых идей, упрочение в литературоведении принципов структуральной поэтики, герменевтики, психоанализа и пр., сопутствующие тем или иным веяниям дискуссии (в настоящее время их наиболее частая тема —постструктурализм), должны находить отражение в преподавании дисциплины «Введение в литературоведение», фундаментальной в процессе «выращивания» филологов. «Безотлагательным представляется внедрение в вузовскую практику,— отмечает В.Е. Хализев,— некоего необходимого для студентов «ядра» сведений, отвечающих составу теории литературы на современном ее этапе». В то же время ветер перемен грозит и разрушением, если расставание с «призраками» не сопровождается созидательной работой, если утрачивается системность теоретико-литературных построений и открывающиеся познавательные перспективы случайны и фрагментарны. В этих случаях «слов модных полный лексикон» может принести больше вреда, чем пользы, в особенности на стадии приобщения к специальности.

Быстрое введение в научный оборот многочисленных терминов, связанных с разными концепциями, и прежде всего калек, часто выступающих синонимами слов, привычных для русской терминологической традиции (ср. рецепция и восприятие, нарратив и повествование, авторская интенция и замысел и пр.), порождает иллюзию обогащения понятийного аппарата, тогда как исследователь просто «переназывает», по выражению А.П. Чудакова, известные понятия. В практике вузовского преподавания, где теоретические конструкции и их словесное оформление проходят многократную, «стоустую» проверку на прочность, важно не просто разъяснять значения терминов, но и воспитывать чувство методологического контекста, мотивирующего выбор синонима. Система терминов возникает на базе системы понятий, последовательной, непротиворечивой концепции литературы и литературного произведения. Конечно, любая, самая продуманная система — «только временный переплет для науки» (Н.Г. Чернышевский)3. И все же именно она организует целое, запечатлевая данный момент в истории литературоведения, того или иного его направления, школы.

В учебной же книге, вследствие ее дидактических задач, система совершенно необходима. Настоящее учебное пособие — результат сотрудничества ученых, представляющих разные научные коллективы: МГУ им. М.В. Ломоносова (А.А. Илюшин, О.А. Клинг, Н.Г. Мельников, В.Е. Хализев, Л.В. Чернец, АЯ. Эсалнек), РГГУ (С.Н. Бройтман, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа), МПГУ (Е.Н. Себина, Л.Н. Целкова), университетов и педагогических институтов Саратова (Е.Г. Едина, И.А. Книгин, В.В. Прозоров), Твери (И.В. Фоменко), Владимира (С.А. Мартьянова), Донецка (М.М. Гиршман), Сибирского отделения РАН (М.Н. Дарвин), других учреждений. Естественно, трудно говорить о полном единстве взглядов ученых, наследующих разные методологические традиции, сформировавшихся в разных школах, под преимущественным воздействием идей Г.Н. Поспелова (приблизительно половина авторов, включая редактора книги, прошли —прямо или опосредованно —через поспеловскую школу) или А.П. Скафтымова, М.М. Бахтина или Ю.М. Лотмана, Г.О. Винокура или Б.В. Томашевского. При создании! коллективного труда важно было определить те исходные позиции подхода к произведению, которые объединяли ученых (или, по крайней' мере,, не противоречили трактовке данным автором того или иного понятия); споры, сопутствующие редактированию статей, позволили лучше понять друг друга и сблизить некоторые позиции.

В Предисловии хотелось бы сказать о главном. В качестве конститутивной, постоянной функции художественной литературы (опосредующей познавательную, идеологическую, воспитательную и др.) выдвинута эстетическая. В соответствии со спецификой эстетического чувства и суждения основное «правило» анализа — бережное отношение к художественной целостности, выявление содержательности формы (ни в коем случае —изолированное рассмотрение «содержания» и «формы», «идеи» и «стиля»); в этой связи используются и возможности структурно-семиотического метода.

В словесно-художественном образе и произведении в целом подчеркнута потенциальная многозначность, провоцирующая различные интерпретации; их сравнительная ценность, мера адекватности или полемичности по отношению к авторской концепции (поскольку о ней можно судить по тексту и внетекстовым связям произведения) также составляют проблематику литературоведения. В произведении, рассматриваемом как художественная система, при анализе различаются мир (предметный мир), словесный строй и композиция; таким образом, произведение не синонимично его словесному тексту (данный тезис разделяется не всеми авторами).

Произведение понимается как диалог автора-творца и читателя, участвующего в качестве адресата уже в акте творчества; реальный же читатель — отечественный и иностранный, современник и потомок — определяет судьбу книги. В составе учебного пособия — сорок пять статей, где предложено толкование понятий и терминов, знание которых необходимо при изучении литературного произведения; особое внимание уделено опорным, ключевым понятиям. Наряду с традиционными терминами: художественный образ, персонаж, сюжет, композиция, портрет и пейзаж, повествование и описание, стих и проза и т. д., представлены сравнительно недавно вошедшие в обиход, имеющие пока ограниченную сферу употребления: архетип, адресат, заглавие, знак, поведение персонажа, текст (как объект семиотического изучения), точка зрения.

В то же время в этой книге, посвященной литературному произведению, специально не рассматриваются понятия, составляющие в совокупности основной инструментарий анализа литературного процесса, а именно: литературные жанры, направления (школы), всемирная (мировая), региональная, национальная литературы, важнейшие стадии их развития и др. Приблизительно треть статей были апробированы в журнале «Русская словесность» (1993—1998 гг.); при подготовке к данному изданию тексты заново проверены, доработаны и дополнены. В каждой статье раскрываются содержание и объем понятия, кратко прослеживается его история, иллюстрируется его роль при анализе произведения (примеры по большей части взяты из классической литературы, предположительно известной студенту-первокурснику). Показано соотношение понятия и термина: этимология слова, ставшего термином, его возможные различные значения в литературоведении, термины-синонимы.

При каждой статье есть избранная библиография, знакомящая как с литературоведческой классикой, так и с современными — часто различными — подходами к данной теме; здесь же даны отсылки к другим статьям настоящего пособия, где трактуются смежные понятия (эта позиция завершает библиографический перечень и набрана курсивом). В некоторых случаях, помимо основного списка, приведены также словари и/или библиографические указатели по соответствующему разделу науки. Но число терминов и понятий, разъясняемых в книге, не ограничивается сорока пятью, оно превышает семьсот.

Все термины даны в сводном указателе. В целях демонстрации взаимосвязей, сцепления понятий избран «кустовой» способ изложения, благодаря чему статьи, оставаясь словарными, в то же время являются главами учебного пособия. Это позволило также снять повторы, неизбежные при отдельном представлении каждого термина. Рассматриваемое в статье понятие (соответствующий термин вынесен в заглавие) выступает в окружении «спутников»: смежных, родственных или, напротив, контрастных понятий; в связи с экскурсами в историческую поэтику используются понятия, отслеживающие динамику литературного процесса.

Например, в статье «Литературное произведение как художественное единство» подчеркнута зависимость индивидуального творчества от стадии развития литературы, ее национального своеобразия, от избранного писателем жанра или эстетической программы литературного направления, которую он разделяет.

В статье «Персонаж» поясняются термины герой, действующее лицо, характер, тип; в статье «Цитата» —реминисценция, аллюзия и пр. Отношения рода и вида, иерархическая структура понятийной сетки обусловливают во многих статьях более или менее развернутые подсистемы понятий. Например, в статье «Стих» даны определения систем стихосложения, основных размеров и других явлений стихотворной речи. Таким образом, в самой структуре учебного пособия находит отражение структура понятийной системы.

В книге есть два Приложения:

Первое —краткий обзор русских словарей по терминологии литературоведения — от «Словаря древней и новой поэзии» Н.Ф. Остолопова (1821) до «Литературного энциклопедического словаря» (ЛЭС) под редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева (1987). Здесь намечены основные этапы в развитии понятийно-терминологического аппарата отечественного литературоведения.

Второе —перечень важнейших отечественных и иностранных изданий: словарей, справочников по теории литературы; названы также некоторые общие библиографические указатели. Вместе с пристатей-ными библиографиями этот список (естественно, неполный) приглашает к дальнейшему изучению проблем теоретической поэтики, а также к диалогу и сотрудничеству с коллегами.

Учебное пособие раскрывает содержание центрального раздела дисциплины «Введение в литературоведение» — учения о литературном произведении — в соответствии с требованиями новой программы университетского курса. В книге рассматривается система понятий и терминов, знание которых необходимо при анализе литературного произведения.

Пособие написано коллективом авторов, представляющих ведущие университеты страны: МГУ им. М.В. Ломоносова, РГГУ, МПГУ, Саратовский, Тверской, Владимирский, Сибирское отделение РАН, другие научные учреждения. Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, учителей средней школы и колледжей.

Просмотров: 8522 | Добавил: Noris3000 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 6
0  
6 SergAgity   (01 Марта 2024 05:00:46) [Материал]
<a href=http://zmkshop.ru/novosti/izgotovlena-vkhodnaya-gruppa-na-sklad/>чем отличается башня на кровле от мачты</a>

0  
5 realitytfajna   (25 Февраля 2024 02:00:40) [Материал]
Дорогиe друзья!

Сдаётся без комиссии квартира по адресу: С-Петербург, ул. Достоевского, 11:
https://www.avito.ru/sankt-peterburg/kvartiry/3-k._kvartira_112_m_44_et._2500927233

УСЛОВИЯ:
Moжнo ли с детками?
Дети - этo прaздник нaшeй жизни. Можно!
- 86500 (Восемьдесят шесть тысяч пятьсот) р. + Коммунальные услуги;
- Залог сто процентов;

О САМОЙ КВАРТИРЕ:
Что есть в этой квартире, чего нет на фотографиях:
- Посудомоечная машина на кухне;
- Тёплые полы;
- Тостерница и кофемашина;
- Домашний кинотеатр в гостевой комнате;
- Кондей;
- Удобная гардеробная 4-5 м? в спальной комнате;
- Наборы подушек, постельного белья,одеял;
- WIFI Router и ключница в прихожей.

ПАРКИНГ:
Мы дадим вам ключ от ворот, чтобы вы могли ставить свой авто на закрытой территории.

ЛОКАЦИЯ:
С одной стороны, вы живёте в центре города, где есть ВСЁ.
С другой же - в вашей квартире полная тишина и приватность.
Эта квартира выходит на три стороны: окна с двух сторон выходят во двор, а с третьей - на Свечной.
Поэтому здесь вы будете чувствовать себя в тепле и защищённости.
5 минут пешком до Станции метро Владимирская без светофоров и пешеходных переходов.

О доме:
Тип дома: кирпич
Год постройки: Одна тысяча восемьсот шестьдесят восьмой
Этажей в доме: четыре
Парковка: за шлагбаумом во дворе

0  
4 JoaquinCok   (30 Января 2024 04:49:02) [Материал]
Prior to a Nuru massage therapy session, it's necessary to connect preferences and any kind of health interest in the masseuse. Being mentally and physically prepared enhances the general experience.

Attending to misconceptions bordering Nuru massage therapy is vital to recognize its true nature and benefits, dispelling any type of misinformation or myths.. Trying Nuru massage therapy in your home needs caution and expertise. Analyzing the feasibility and threats is important prior to trying it without specialist support.

Is Nuru massage therapy suitable for everyone? While typically safe, people with certain health and wellness problems need to seek advice from a medical care specialist before undergoing a Nuru massage.
<b><a href=https://body-to-body.manhattan-massage.com>body to body massage nj</a></b>

0  
3 prokat888_qmkt   (09 Января 2024 21:53:33) [Материал]
Высокий уровень инструмента в аренду
аренда инструмента в красноярске без залога <a href=http://www.prokat888.ru/#аренда-инструмента-в-красноярске-без-залога>http://www.prokat888.ru/</a>.

0  
2 Dopingvum   (16 Сентября 2018 20:52:29) [Материал]
Здравствуйте!

Анаболические стероиды без обмана!

Анаболические стероиды наложенным платежом.
Оплата при получении на почте.

Sustanon 250 - http://doping-shop.com/item/74

Testosterona propionat - http://doping-shop.com/item/68

Deca durabolin - http://doping-shop.com/item/67

Метан - http://doping-shop.com/item/50


Все препараты проверенные и рабочие!

Наш сайт: http://doping-shop.com
Связь с нами: http://doping-shop.com/feedback

0  
1 BomoLinue   (14 Сентября 2017 22:43:29) [Материал]
Будущей маме принципиально знать, что выбор роддома необходимо начинать с задачи о плановой мойке. А цикл анализов для беременных осуществляют бесплатно при наличии справки от врача. Нужная и важная информация разрешит сэкономить на обследовании и родах.

Не ждите, что в женской консультации все подскажут. Удивите гинеколога вопросом о потенциале вашего областного перинатального центра. Эффективная беременность и роды – подвиг будущей матери, которая представляет собственные полномочия.
http://mamatam.ru/platnoe-vedenie-beremennosti-v-krasnodare - ведение беременности в краснодаре

Имя *:
Email *:
Код *:
Среда, 01 Мая 2024, 20:42:30
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Реклама от Wmlink

Создать бесплатный сайт с uCoz